Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

Category:

Музей за окнами вагона

Часть 3. Куженкино
Окончание. Начало здесь и здесь
Вот и добрались мы до конечной точки этой небольшой поездки осенью 2020 года. В этот раз мы не просто осмотрим станционный музейный комплекс, но и увидим, как должна выглядеть железнодорожная станция на исторической Бологое-Полоцкой линии. Да и не только на ней.


Топоним «Куженкно» в Бологовском районе встречается несколько раз. В 15 километрах от города на трассе М10 расположено старинное село с таким названием, а чуть севернее – посёлок городского типа Куженкно, возникший в самом начале XX века в связи со строительством военно-стратегической Бологое-Полоцкой железной дороги возле одноимённой станции. Туда и едем.

Существует несколько версий происхождения названия Куженкино. По одной из них, от финно-угорского «куженя», «кужеля» – медведь, медвежонок. Она же нашла отражение в более поздней символике: на гербе, который можно увидеть на стеле при въезде в посёлок: в верхнем поле на красном фоне изображён медведь с узелком на плече. А в нижнем на синем фоне – ель и один из отличительных знаков советских железнодорожников: скрещённые молоток и французский ключ.




Посёлок Куженкино








Эту версию озвучивают и сотрудники музея станции Куженкино на экскурсиях для пассажиров во время получасовой стоянки пригородного поезда Бологое – Осташков в дни, когда он ходит под паровозом. Объясняют так: до появления железной дороги эти места были глухими и непроходимыми медвежьими углами.




                                                                                               *   *   *
«На подходе к станции Куженкино со стороны Бологое-2 на 22 км находится однопролётный металлический на каменных опорах мост через реку Ладыженку. Мост был сооружён при прокладке линии в 1902-1904 годах. Примечательно, что у этого инженерного сооружения сохранились первоначальные гранитные опоры и параболическое пролётное строение». («Бологое-Полоцкая – заповедная железная дорога. Альбом видов натурных образцов», 2009 г.). Увы, за 11 лет, что прошли с момента выпуска иллюстрированного альбома, многое изменилось. Так, упомянутый мост через Ладыженку уже не тот, что в книге. В 2018 году его установили на бетонные опоры и заменили пролётную часть. Как и мост через ручей Каменка на перегоне, который я показал в прошлый раз.

Мост через Ладыженку


Вечерняя Ладыженка








Въезжая в посёлок, обращаешь внимание на большой крест у дороги, установленный на каменном возвышении (Голгофе). Подобные кресты встречаются часто, но в основном это не очень большие деревянные сооружения, увенчанные крышей-голубцом. Здесь же металлический восьмиконечный крест с изображением Распятия на Голгофе высотой не менее пяти-шести метров. Смотрится внушительно. И красиво.




Поставил крест на собственные средства местный предприниматель. Чуть дальше, за придорожными соснами видна недостроенная кирпичная стена с прямоугольной башней, которую начал делать этот же бизнесмен. Он занимается автоперевозками и планировал открыть на этом месте базу для своих грузовиков. Но, по словам местных жителей, то ли участок признали незаконным строением, то ли экологи нашли какие-то нарушения, но работы были приостановлены. Похоже, случился, как это часто бывает, конфликт с жителями, которые не хотели жить рядом с автобазой и сообщили куда следует. С предпринимателем этим я не встречался, историю с участком под гараж не изучал, поэтому судить, кто прав, а кто нет, не берусь.

А идея с поклонным крестом на въезде мне понравилась.




                                                                                             *   *   *
Ещё лет десять назад станция Куженкино выглядела из окна поезда вполне, скажем так, буднично. Особого внимания к ней никто не проявлял. С запуском субботнего паровозного маршрута здесь был создан музейный комплекс, посетить который могут пассажиры ретропоезда. Впрочем, экскурсию по станционному музею можно совершить и в другие дни недели с 10 до 17 часов кроме понедельника и вторника. Для этого нужно позвонить по указанному в объявлении телефону: +7-904-355-64-31 и договориться с экскурсоводом.

Я, напомню, приехал на станцию около трёх часов дня, когда поезд уже готовился к отправлению в Осташкове. Но прослушать экскурсию мне удалось.

Здание вокзала со стороны Привокзальной площади






Навигатор


Слева на переднем плане – багажный сарай


«На 19 станциях IV класса устроены пассажирские здания площадью 48.94 квадратных саженей без буфетов. <…> Пассажирские здания IV класса – одноэтажные, деревянные, с наружной обшивкой, на каменных фундаментах и каменных или кирпичных цоколях, крытые оцинкованным железом». («Отчёт по постройке железнодорожной линии «Бологое – Полоцк»: 1902-1906», Санкт-Петербург, 1909 г.) Если кирпичный вокзал на станции III класса Бологое-Полоцкое выполнен с элементами готики, то деревянные постройки на станциях IV класса – в стиле модерн. Здание вокзала в Куженкно – одно из немногих на этой линии, сохранивших свой первоначальный облик с архитектурным декором: высокими окнами, причудливой формы кронштейнами, поддерживающими вынос кровли, печными трубами, мансардой, узорами-«паутинками» на фронтонах, уже знакомыми нам по казармам Бологого-Полоцкого. Особенностью здания является высокая башенка с флюгером. Флюгер современный, но в точности повторяет тот, что был в начале XX века.


Справа от входа в зал ожидания есть специальное место для станционного колокола. Его подвешивают к прибытию исторического поезда на Осташков, и как в старину, ударяющий в него служащий предупреждает пассажиров об отправлении состава: это один из пунктов экскурсионной программы. В остальное время колокол находится в помещении дежурного. Привезли его сюда со станции Бологое-Полоцкое, где он долгое время лежал никому не нужный.

Приятным сюрпризом для гостей является также цвет вокзала – не только его, но и остальных построек: бордовый, а не «корпоративный» серый. По сегодняшним меркам это редкость.

Место для колокола




Почтовый ящик. Уже, наверное, раритет


Павильон на перроне


                                                                                               *   *   *
Паутинкой украшены и фронтоны казарм, также входящих в станционный комплекс. Одна находится рядом с вокзалом, ещё одна – с северной (бологовской) стороны рядом с будкой стрелочника. Узор на них немного отличается от того, что на казармах станции Бологое-Полоцкое, показанных в первой части. Оба дома жилые и по-своему воссоздают атмосферу заповедной железной дороги. Однако и здесь не обошлось без ложки дёгтя. Как же неестественно смотрится надпись «Ритуальные услуги» под узорчатым фронтоном! Конторы этой, похоже, здесь уже нет, а вывеска всё равно красуется.




Болговская головина станции Куженкино


Будка стрелочника




Конторы давно нет, а уродливая вывеска осталась


С осташковской стороны находится восстановленная гидроколонка для заправки паровоза водой. С топочной коробкой внизу – чтобы, если потребуется, в мороз отогреть подмёрзшую у основания воду, – красным горизонтальным рукавом (хоботом) и венчающим сооружение указателем, который поворачивается вместе с хоботом. Указатель снабжён фонарём, который во время наполнения бака тендера в тёмное время суток горит красным светом в оба направления движения.

Когда ретропоезд приходит в Куженкино, локомотив встаёт на заправку или, как говорят паровозники, «под воду». А пассажиры смотрят: это тоже часть экскурсии. Вода в гидроколонку поступает из водонапорной башни. С купольным навершием и выложенным гранитом нижним ярусом – как и на всех подобных сооружениях линии.

Гидроколонка






Рядом находится ручной стрелочный перевод с освещаемым указателем (флюгаркой). Он бутафорский, для желающих прикоснуться к истории. Рабочие переводы здесь автоматические. Если кто-то думает, что перевести стрелку легко, ошибается: балансир не то, чтобы тяжёлый, но определённая сноровка при обращении с ним требуется. Флюгарка показывает машинисту, в каком направлении смещена стрелка.

Стрелочный перевод с указателем (флюгаркой)


Мал балансир, да нелёгок




                                                                                              *   *   *
Самое интересное на подобных экскурсиях – это возможность заглянуть внутрь исторических зданий, чего невозможно сделать самостоятельно без экскурсовода. Например, керосинового погреба.

Погреб – небольшая краснокирпичная постройка с вкраплениями гранита, лопатками по углам с фасада, деревянной двустворчатой арочной дверью на кованых петлях. Закрывается на амбарный замок. Здесь и хранили керосин для станционных фонарей, в том числе, для гидроколонок и стрелочных флюгарок. Может показаться, будто керосиновое освещение на станции Куженкино используется и по сей день. Потому что в погребе стоит запах. Тот самый, который должны помнить те, кто ещё застал керосиновые лампы. Как резервный источник света на случай отключения электроэнергии их хранили во многих домах и квартирах примерно до конца 1980-х годов.

Керосиновый погреб


Внутри пахнет керосином




Что сегодня берут путешественники для перевозки клади? Лично я предпочитаю рюкзак, но чаще всего пассажиры в поездах и самолётах используют чемоданы на колёсах. А было время, когда люди брали с собой другие чемоданы: фибровые, с ручкой для переноски и замками, закрывающимися на ключ. Их можно увидеть в багажной конторе станции – она находится в здании вокзала со стороны посёлка. Конечно, никакой конторы уже давно нет, просто помещение превращено в музейный зал.

Внутреннее убранство конторы весьма аскетично: стойка служащего – сейчас её бы назвали ресепшн (от английского reception), – стеллаж для багажа, да помпа производства акционерного общества «Густавъ Листъ» (по имени основателя – московского промышленника немецкого происхождения Густава Листа). Возле каждого чемодана – бумажная бирка с информацией о владельце и маршруте. Собрался человек в дорогу и сдал лишнюю поклажу; она поедет в отдельном вагоне.







Помпа от акционерного общества «Густавъ Листъ»








«Вокзал к тому же и носитель духа, памяти – причём очень многих поколений. Старый вокзал – это как старый человек. Сколько встреч, расставаний, надежд, свиданий он помнит… Звенят в застывших камнях или досках токи незримой энергетики былых растраченных чувств». (А. Вульфов, «Повседневная жизнь российских железных дорог».). Хотя интерьер вокзала больше соответствует уже не началу, а середине XX века, он хранит страницы и дореволюционных лет.

Над входом табличка: «Залъ для пассажировъ 1-го и 2-го классов». Внутри – лакированные деревянные диваны с буквами «БП» на спинке, которые означают не что иное, как «Бологое-Полоцкая». Рядом диван массивнее и внешне скромнее – это уже советский, привезённый из заброшенного вокзала закрытой станции Чёрный Дор. Можно сказать, спасён. Буквы на спинке уже другие: «МПС». Пассажиры небольших станций сидели на таких едва ли не до конца прошлого столетия. Сохранился также титан с кружкой на цепочке.




И, конечно, вся история Бологое-Полоцкой железной дороги на информационных стендах. Посетитель музея может узнать о предпосылках к появлению линии (напомню, она была возведена в 1902-1907 годах как стратегическая для возможности переброски войск к западным границам), об инженерах, создававших её – А.Н. Рыжове, А.Ф. Баталине, О.А. Кетлере, А.П. Готье, С.С. Генделе, Н.Ф. Гасовском, Н.М. Герсеванове. О буднях железнодорожников во время Великой Отечественной войны и развитии дороги в последующие годы.

В качестве иллюстраций представлены фотографии разных лет. На чёрно-белых снимках – этапы строительства: земляные работы, укладка пути, сооружение мостов. В объектив попали и такие моменты как выдача зарплаты рабочим или осмотр доктором. Кто автор этих уникальных снимков, неизвестно. Они были найдены осташковским краеведом Евгением Силкиным в старом доме.

А современные фото, которые скоро тоже станут историей, сделаны машинистом Алексеем Алексеевым.




Спасённый диван


Напоследок заглянем в помещение дежурного по станции. Пульт, телефоны без номеронабирателя, советские должностные инструкции на столе. В углу – круглая печь Утермарка (или утемарковская печь; названа по имени её создателя – русского архитектора с немецкими корнями Иоганна Утермарка). Такие печи стояли и в помещениях для пассажиров, жаль, что в зале ожидания её нет. Рядом – шкаф (централизатор) для ключей от стрелочных замков Мелентьева. Чтоб предотвратить случайный перевод стрелки, использовались замки системы Владимира Мелентьева. Сверху на централизаторе – тот самый станционный колокол. В общем, связь эпох.

В помещении дежурного по станции






Утермарковская печь




Централизатор. А на нём станционный колокол


Как, собственно, и вся Бологое-Полоцкая, обладающая какой-то таинственной притягательной силой. От того хочется ещё не раз приехать на эту тихую, спрятавшуюся в глубинке железную дорогу.

За путями – бывший военный городок Куженкино-1










Tags: Бологое, Куженкино, Тверская область, велопоход, железная дорога, старина
Subscribe

Posts from This Journal “Куженкино” Tag

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Posts from This Journal “Куженкино” Tag