Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

То горделивая чугунка с своим пожаром подвижным

Часть 1. Станция Сонково: вчера и сегодня
Начинаю серию заметок о своей августовской поездке в Санкт-Петербург. Туда, куда собирался с осени прошлого года – в Центральный музей железной дороги, открывшийся в октябре 2017-го рядом с Балтийским вокзалом. Но прежде чем перейти к главному, начну по традиции с дорожных рассказов. Ехал я в северную столицу поездом №607/608 сообщением Ярославль - Петербург из посёлка Сонково. О нём и будет первая часть.


«Сонково, бывшее до 1903 года Савелиным, получило своё название по ближайшей пустоши. А пустошь, видимо, принадлежала когда-то Сане, Саньке, в старые времена его могли звать Сонко, Санко. От этого имени произошла фамилия Санков, Сонков, встречающаяся в Твери». (Из книги учёного и краеведа Юрия Смирнова «Пешком по Тверской области».) Сонково не встретишь в красочных буклетах и путеводителях. Единственная местная достопримечательность – железная дорога и её история. Точнее, железная дорога, которая с каждым годом всё больше превращается в историю. Впрочем, проводник вагона, в котором ваш покорный слуга перемещался в Питер, всё же нашёл там одно интересное место. Об этом ниже.

Жаль, что в середине августа в девятом часу вечера уже темнеет, из-за чего не удалось подольше погулять по посёлку. Хотя времени до поезда было предостаточно. И приехать раньше тоже не получается – рейсовый автобус из Твери до Сонково ходит всего один раз в сутки и прибывает туда около 19 часов.

Станция Сонково








                                                                                                   *   *   *
Сонково – это небольшой посёлок на северо-востоке Тверской области при одноимённой железнодорожный узловой станции, где пересекаются линии Иваново - Ярославль - Рыбинск - Бологое, Сонково - Савёлово - Москва-Бутырская (Савёловский ход ОЖД) и Сонково - Овинище - Хвойная - Мга (Мологский ход ОЖД). Первые впечатления он производит достаточно позитивные. Связано это, как не покажется странным, с ОАО «Российские железные дороги». Дело в том, что, в отличие от большинства крупных и малых городов, где территория близ станции представляет собой полигон для тренировки в бомбометании, в Сонково рядом с вокзалом разбит аккуратный зелёный сквер. Прямо перед зданием – бюст генерал-майору авиации, участнику Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза Василию Андрианову. Выпускник средней школы посёлка Сонково, Андрианов принял боевое крещение на Курской дуге, а закончил войну в Берлине, совершив в общей сложности около 180 боевых вылетов.

Памятник В.И. Андрианову




С западной стороны от вокзала можно увидеть памятник ещё одному земляку – министру путей сообщения Российской империи в 1895-1905 гг. Михаилу Хилкову, в бытность которого строились основные железнодорожные магистрали России. Памятник был открыт в день железнодорожника 2 августа 2016 года в торжественной обстановке с участием руководства РЖД и Тверской области, соответственно, приведены в порядок здание вокзала, выложены плиткой посадочные платформы, благоустроена прилегающая территория. И ввиду небольшого потока людей, вызванного постоянно сокращающимися объёмами пассажирского движения по станции Сонково, этот порядок ещё не успел разрушиться.

Памятник М.И. Хилкову




Впрочем, подойдя ближе к вокзалу, понимаешь, что зря хвалил РЖД несколько минут назад. То, что сделали с уникальным деревянным зданием, не назвать даже варварством в классическом понимании этого слова. Испорченный пластиковым сайдингом вокзал не компенсировать никаким помпезным открыванием памятников.

На фото, взятого с сайта «Савёловская глухомань», видно, что ещё в 2007 году здание украшали башенки со шпилями на архитектурных надстройках крыши. Были шпили в 2012-м, когда, как отмечается на «Тверских сводах», вокзал «украсили» сайдингом»; оставались они, судя по снимку, на сайте «Фотолинии», и в 2014-м. А на фотографии с того же ресурса, датированной 29 августа 2015 года, шпилей уже нет. Тогда же на перроне появилась плитка, на крыше здания – металлочерепица, а башенки исчезли.

Кому и чем помешали навершия, непонятно. Кого спросить об этом, я не знаю. Только вспоминается булгаковский профессор Преображенский: «Разве Карл Маркс запрещает держать на лестницах ковры?..»

Интересно, как на эту «эволюцию вокзала» отреагировал бы сам министр Хилков?

Эволюция вокзала станции Сонково: 2007-й...


...2012-й...


...2015-й...


...август 2018-го


Сайдинг – фирменный стиль ОАО «РЖД»


                                                                                                  *   *   *
А как ведь всё начиналось!

Втора половина XIX века. В России появляются железные дороги, которые должны будут заменить водный способ доставки грузов из разных концов страны. Расположенный на Волге Рыбинск долгое время служил перевалочным пунктом для товаров с юга России на север и в столицу Санкт-Петербург. Здесь содержимое кораблей, идущих с низовьев великой русской реки, грузилось на суда другого класса и шло дальше. Понятно, что такой способ был, во-первых, долгим по времени, во-вторых, ограниченным сроками навигации. В 1867 году началось строительство Рыбинско-Бологовской железной дороги протяжённостью почти 300 километров, которое завершилось тремя годами спустя.

Расположение маленькой станции, получившей название Савелино (по находившейся рядом одноимённой деревне) было выбрано благодаря речке Каменке – маломощные тогда ещё локомотивы нуждались в частом пополнении запасов воды. На речке построили водокачку и строители железной дороги – в основном, приезжие, прозвали речку Водокачкой. Любопытно, что это второе название сохранилось до сих пор. Даже сегодня некоторые местные жители то ли в шутку, то ли всерьёз называют Каменку Водокачкой.






В 1898 году строится ветка от Савелино до Кашина, а год спустя – до Красного Холма, и Сонково становится узловой станцией. Ответвление на Кашин хорошо видно с пешеходного моста через пути. В Сонково станция Савелино была переименована в 1903 году во избежание путаницы: к этому моменту Кашинский отрезок протягивается до Москвы, и на нём появляется станция с похожим названием Савёлово (город Кимры).

Земля, где проходила железная дорога, принадлежала дворянам Недовесковым, чьё положение пошатнулось после отмены крепостного права. Поэтому они вынуждены были продавать свои владения буквально за бесценок, чем пользовались местные зажиточные крестьяне. Так возле станции стали строиться трактиры и торговые лавки. Появился посёлок.

Направо уходит линия на Кашин


Товары по новой железной дороге пошли в Петербург не только из Рыбинска. Местные купцы скупали у крестьян сельхозпродукцию и тоже отправляли в столицу. Например, Щёголев, дом которого находится прямо напротив здания вокзала на центральной улице посёлка – проспекте Ленина – посылал в Петербург мясо, яйца, сливочное масло.

Надо сказать, что дом Щёголевых – кирпичный с декорированным венчающим карнизом, пилястрами, аттиком и другими фасадными украшениями – единственное, наверное, в посёлке Сонково, что в архитектурном плане достойно внимания. Больше ничего в ходе беглого осмотра, не считая водонапорной башни 1895 года постройки и памятника-паровоза, увидеть не удаётся.

Дом Щёголевых






                                                                                                  *   *   *
На станции Сонково две пассажирские платформы: береговая – для поездов дальнего следования – и узенькая островная – для пригородных. Поезда дальнего следования идут на Санкт-Петербург, Ярославль, Самару, Кострому, Уфу. Это по бывшей Рыбинско-Бологовской. Плюс – по одному разу в неделю поезда до Москвы (через Калязин - Савёлово) и до Петербурга (через Красный Холм - Мгу). Пригородного сообщения практически нет.

В отличие от пассажирского, грузовое движение здесь достаточно активное. Парк на станции заполнен составами полностью – одни стоят на скрещении, другие, похоже, ожидают сортировки. Гудки и грохот 2ТЭ116У – именно они являются основными грузовыми локомотивами на этом направлении – на станции не прекращаются.






Здание вокзала лишилось не только внешнего облика, но и интерьера. Если снаружи – уродливый сайдинг, то внутри всё закатано в однообразную плитку. От сводчатых потолков или декорированных колонн, что, по логике вещей, должно быть в подобных зданиях, не осталось и следа.

Очень не хочется, чтобы подобная участь была уготована и водонапорной башне. Подобные сооружения уже давно не выполняют каких-то хозяйственных функций, при этом являются настоящим украшением станционных комплексов.






Сразу за платформой, если идти по тропинке к переходному мосту, стоит памятник-паровоз Эр-766-44, появившийся здесь в 1995 году к 50-летию Победы. Надпись на памятной табличке гласит: «Этот паровоз труженик! В годы Великой Отечественной войны возил снаряды, технику, солдат на Западный, Калининский, Ленинрадский, Волховский и Карельский фронты». Данный локомотив с котлом от пассажирского паровоза Су – это видно по удлинённому кожуху на котле, объединяющему сухопарник и песочный бункер, форме перил и некоторым другим внешним признакам – относится к типу П28, выпускавшемуся на Коломенском заводе в 1943-1944 годах. После войны производство паровозов этой модели было налажено в Венгрии, Чехословакии, Польше и Румынии. Конкретно Эр-766-44 был сделан на Венгерском заводе «MAVAG» в 1949-м и даже теоретически не мог возить составы к фронту.

Хотя, в годы войны паровозы серии «Э» входили в состав колонн особого резерва. Но к полувековому юбилею Победы «боевых» локомотивов уже, скорее всего, не осталось. Или просто не стали искать и поставили первое, что подвернулось. Но тогда текст надписи должен быть составлен по-другому, без лукавства. Скажем, «паровозы этой серии возили солдат, технику, снаряды…».




                                                                                                 *   *   *
«Посмотрел я на вашу деревню, сходил в пиццерию», - позже рассказывал мне проводник поезда №608. Как стюард ярославского состава оказался в Сонково, узнаете в следующей части. Там же погуляем по посёлку, а затем сядем в вагон и поедем в Санкт-Петербург.








Продолжение следует
Tags: Михаил Хилков, Санкт-Петербург, Сонково, Тверская область, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 6. Железнодорожное зазеркалье Питера Продолжение. Предыдущая часть здесь Под зазеркальем принято понимать параллельный мир, живущий по…

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 5. Санкт-Петербург - Красный Холм Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь По субботам на станции Красный Холм оживление:…

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 4. Ворота Петербурга Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь Так получилось, что приехал я в то хмурое июльское утро на Витебский…

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 3. Великие Луки - Санкт-Петербург Продолжение. Начало здесь и здесь Пассажирский поезд №677 «Великие Луки - Санкт-Петербург»…

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 2. Москва - Великие Луки Продолжение. Начало здесь «Бегут колеса по степи, отстукивая степ. Гляди в окошко, не гляди, а всё едино…

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 1. Рижский вокзал Удивительные метаморфозы происходят этим летом с погодой. В Твери и Москве хлещет как из ведра, не переставая, в Великих…

  • Туманный Питер

    Часть 2. Музейное Продолжение. Начало здесь Свои заметки о недавней поездке в Петербург продолжу начатой в прошлой части железнодорожной…

  • Туманный Питер

    Часть 1. Железнодорожное Съездил недавно в Санкт-Петербург. Хотел побывать на паруснике «Крузенштерн», зашедшем на несколько дней в…

  • Дешевле, чем на автобусе

    Уже летом по маршруту «Москва – Воронеж» будет курсировать двухэтажный поезд, такой, какие ходят между Москвой и Адлером и между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments