Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

Category:

Через Предсердие Москвы к Душе России

Часть 5. Санкт-Петербург - Красный Холм
Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь
По субботам на станции Красный Холм оживление: прибывает пассажирский поезд. Из столицы. Северной. Единственный поезд единственный раз в неделю – №609 «Санкт-Петербург - Сонково». Хотя, ещё относительно недавно отсюда можно было каждый день уехать по «стальной колее» как в Москву, так и в Питер. Рассказом о поездке по Мологскому ходу (линии «Мга - Сонково») я и завершу «дорожную» часть своих заметок.
1.JPG

Оживает не только Красный Холм (чуть подробнее о нём – в заключительной части), где в субботу 15 июля проходил День района. Там уже в полдень на центральной – Советской – площади вовсю шли массовые гуляния. Взрослые неспешно бродили между палатками праздничной ярмарки, на сцене возле Дома культуры выступали местные вокалисты и танцевальные коллективы, а детвора резвилась на стилизованной под сказочных персонажей надувной горке и каталась на маленьких автомобильчиках. Потом, сравнивая увиденное, мне подумалось, будто день рождения отмечал не только Краснохолмский район, а все без исключения города и посёлки вблизи железной дороги. Казалось, что всё их население собралось возле станции, разъезда или остановочного пункта, что прибытие поезда из Питера для этих людей – гораздо больший праздник, чем, скажем, Новый год. Праздник, который длится всего несколько минут: состав уходит, а с ним пустеют и станционные окрестности. До следующей субботы.
2.JPG

2а.JPG

2б.JPG

2в.JPG

2г.JPG

2д.JPG

                                                                           *   *   *
В сторону Мги поезда, отправляющиеся от Ладожского вокзала Санкт-Петербурга, идут не через Рыбацкое, как раньше ходили с Московского, а через Заневку - Колтуши - Павлово-на-Неве и выходят на Волховстроевский ход. В противоположном от Финляндского железнодорожного моста направлении – вокзал, как мы уже знаем, транзитный. Наш 610-й, повернув после Мги направо в сторону Киришей - Будогощи, далее ехал уже 609-м. Несмотря на то, что до Будогощи линия электрифицирована, поезд «Санкт-Петербург - Сонково» идёт с самого начала под тепловозом, не меняя в пути следования локомотив. Если от Москвы до Великих Лук и от Великих Лук до Питера поезда, на которых я ехал несколькими днями ранее и поездки в которых описаны в предыдущих частях, тянул ТЭП70, то 610-й шёл под ДМ62 – модификацией тепловоза М62 («машки»), прежде работавшей в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).
3.JPG

Снова еду в вагоне категории «межобластной». В салоне полумрак: свет горит хоть и в вечернем режиме, но светильники работают не все, а через один-через два. Места полностью заняты, багажные полки, проходы и свободное пространство под креслами забиты поклажей. Почему-то вспомнилось, как в 90-е люди везли с московских рынков в электричках огромные баулы с китайскими футболками и куртками, чтобы потом продавать всё это у себя в Лихославле или Вышнем Волочке. Их ещё называли челноками или челночниками. Теперь рыночной торговли практически нет, но «челночество» осталось. Вместо дешёвого ширпотреба на продажу пассажиры тащат из столицы в новгородскую и тверскую глубинку для собственного пользования бензиновые косилки, гофрированные шланги, велосипедные покрышки. Неужто ничего из этого нельзя купить в Пестове или том же Красном Холме? Плюс – рюкзаки, сумки, чемоданы. Как будто не в соседнюю область едут, а куда-нибудь в глухую тайгу или тундру.

Ещё одно отличие от уже упомянутых мной поездов «Москва - Великие Луки» и «Великие Луки - Санкт-Петербург» в том, что этот обслуживался кадровыми проводниками. «Бортпроводница» нашего вагона Анна Владимировна, посмотрев ещё на перроне Ладожского вокзала проездной документ и сверив данные в нём с данными в паспорте, тут же вернула мне билет, даже не надорвав. И после отправления она проездные документы у пассажиров не забирала. А совсем поразило то, что ни разу за всё время в пути – а это 12 часов – я не увидел сотрудников полиции. Хотя, и в великолукском, и в питерском поездах патрули проходили по составу едва ли не каждый час.
3б.JPG

3а.JPG

3в.JPG

3г.JPG

11 вечера. В середине июля в Санкт-Петербурге в это время уже темно, за окном ничего не видно. Длительных остановок, чтобы выйти на перрон, нет, первая такая – Хвойная – будет в 5 утра.
4.JPG

                                                                            *  *   *
Основан в 1927 году как посёлок при одноимённой железнодорожной станции. Расположен у впадения реки Талка в реку Песь, в 290 км от Великого Новгорода. В окрестностях много археологических памятников начиная с эпохи неолита. Здесь находятся локомотивное депо, леспромхоз, пивзавод. Вот небольшая информационная справка о посёлке Хвойная. Лично мне отведать местного пенного напитка не пришлось, но Википедия уверяет, что пиво «Хвойнинское» пользуется спросом по всей Новгородской области. А депо Хвойная обслуживает тепловозный парк, работающий на всём практически протяжении Савёловско-Мологской линии от Савёлово (Кимр) до Сонково, от Сонково до Будогощи и Санкт-Петербурга и на ответвлениях на Углич, Весьегонск, Чагоду, Окуловку. ДМ62, что тянет поезд №610/609, также приписан к этому депо.

Хвойная, как и сутки назад Северная столица, встретила промозглым туманом. Первое, что видишь, сойдя на перрон – это окрашенные в «фирменный» серый цвет станционные здания и какую-то облепленную ядовито-жёлтым сайдингом постройку, очень напоминающую модерновое начала XX века здание вокзала, знакомое каждому, кому приходилось бывать на небольших станциях не особо загруженных линий. Но тут замечаешь доску с надписью: «Хвойная». Лучше бы её не видеть. И не узнать, что это и есть вокзал. Если существуют на свете наглядная шкала оценки человеческой глупости, то вокзал в Хвойной занимает на ней явно одну из первых отметок. Неужели нельзя было как-то по-другому привести в порядок вокзальное здание?

Станция Хвойная
5.JPG

У кого хватило ума сотворить такое?
5а.JPG

5б.JPG

5в.JPG

5г.JPG

5д.JPG

5е.JPG

5ж.JPG

В Хвойной количество пассажиров нашего вагона уменьшилось примерно на четверть. Человека четыре сошло на станциях Кушавера, Кабожа и Бугры, а после Пестово вагон и вовсе практически опустел. Когда-то, когда ещё не было ОАО «РЖД» со своей политикой «оптимизации» и сайдингом, а железнодорожными перевозками занималось Министерство путей сообщения, под номером 610/609 ходил поезд «Санкт-Петербург - Пестово» с прицепными вагонами до Окуловки (которые отцеплялись по станции Неболчи и в составе другого поезда шли по соединительной линии через Любытино) и Весьегонска. Ходил ежедневно, по той же нитке, что и сегодня Сонковский. Ещё, как я уже писал выше, здесь каждый день курсировал поезд №197/198 «Москва - Санкт-Петербург» (ранее – «Москва - Ленинград»), отправлявшийся с Савёловского вокзала одной столицы и прибывавший на Витебский города на Неве. Путь в одну сторону по времени занимал ровно сутки.

В Пестово, как сказала мне проводница Анна Владимировна, всегда выходит больше всего пассажиров. Пестово – красивый и довольно крупный по местным меркам райцентр на берегах Мологи с населением почти в 15.5 тысяч человек. Именно здесь атмосфера на станции больше всего напоминала праздничный митинг. Казалось, что вот-вот перед большой группой сошедших на перрон и тех, кто их встречал, выступит какой-нибудь ансамбль в народных костюмах. Но люди сели в машины и уехали без всяких песен и танцев.

Пестово
6.JPG

Река Молога
6а.JPG

6б.JPG

6в.JPG

6г.JPG

Местность за окном глухая под стать движению по железной дороге. Лес, подходящий вплотную к линии, борщевик едва ли не с высоту вагона. Скорость небольшая. Переезды, за очень редким исключением, шлагбаумами не оборудованы. Хотя, по статистике, именно на них, в таких, особенно, малонаселённых местах, чаще всего и происходят столкновения машин с локомотивами. Поезд-то от того, что ходит раз в неделю и не развивает скорость «Сапсана», не перестаёт быть поездом. И точно так же способен превратить автомобиль в груду металла, убив или искалечив находящихся в нём людей. Но для РЖД человеческая жизнь – не указ. Зачем ставить шлагбаум, сажать рядом дежурного, если в некоторых местах пути пересекает не асфальт даже, а грунтовая дорога?
7.JPG

7а.JPG

Вокзал на станции Овинище-1
7б.JPG

7в.JPG

Неожиданно долгая техническая остановка – 23 минуты – на станции Дынино (Старое Сандово). К платформе подошёл состав, состоящий из тепловоза ДМ62 и одного пассажирского вагона. Это пригородный поезд сообщением Сонково - Пестово, ходит по вторникам и субботам. Его наш 609-й и пропускал, стоя на запасном пути. В отличие от линии «Москва - Рига», где курсируют современные РА1 и РА2, здесь в качестве пригородного используется средство, именуемое в народе «кукушкой», «бичевозом» или «подкидышем». А 18-минутная стоянка в Остолопово подстроена, судя по всему, под скрещение с пригородным «Сонково - Весьегонск», который выходит на маршрут в четверг и воскресенье. Мало ли, назначат дополнительный рейс. Железная дорога, даже такая малодеятельная, как эта, любит максимальную точность.

Борщевик на станции Дынино (Старое Сандово)
8.JPG

"Кукушка" на Пестово
8а.JPG

8б.JPG

Остолопово
8в.JPG

Вот такая кладовая
8г.JPG

Через 20 минут после Остолопово – станция Красный Холм. В вагоне только три человека – я и две девушки. Мне выходить, а девчата поедут дальше, до Сонково. На месте они будут через 45 минут. Обратно в Питер состав отправится только на следующий день.

Красный Холм
9.JPG

9а.JPG

                                                                            *   *   *
Раз в неделю – пассажирский до Северной столицы и по двум разным дням – по одному пригородному на Пестово и Весьегонск. Вот и всё железнодорожное сообщение в самом центре России в XXI веке. Как только 609-й тронулся, женщина – дежурная по станции – села на велосипед и поехала по тропинке вдоль путей к мосту через речку Неледину. Нужно перевести стрелку, чтоб отправить стоявший на скрещении грузовой состав. На станции до сих пор входные ручные стрелки. И туалет типа «сортир» для редких пассажиров и небольшого коллектива работников.

Единственное, что позволяет ощущать внимание со стороны ОАО «Российские железные дороги» даже к таким забытым всеми станциям как Красный Холм, это цвет вокзала. Серый, уже знакомый нам по Хвойной «корпоративный» цвет РЖД, в который выкрашено деревянное здание конца XIX столетия. Его бы, наоборот, лелеять – сколько таких старинных вокзалов с резными наличниками и карнизами уже снесено, сгорело или рухнуло от ветхости. Вот, собственно, и вся «модернизация инфраструктуры, направленная на повышение качества пассажирских перевозок», о которой так любят вещать чины из ОАО «РЖД», в стороне от главного хода Октябрьской магистрали.
10.JPG

Грузовой под 2ТЭ116У ждёт сигнала к отправлению
10а.JPG

"Кукушка" из Пестово
10б.JPG

10в.JPG

10г.JPG

Продолжение следует
Tags: Красный Холм, Новгородская область, Пестово, Тверская область, Хвойная, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская область” Tag

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments