Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

Categories:

Через Предсердие Москвы к Душе России

Часть 2. Москва - Великие Луки
Продолжение. Начало здесь
«Бегут колеса по степи, отстукивая степ. Гляди в окошко, не гляди, а всё едино – степь». Это в песне Олега Митяева степь, а у нас за окном сменяют друг друга небольшие городки и лес, поля и плантации иван-чая, холмы и грузовые составы. И поезд везёт нас совершенно в другую сторону – к западной границе, на Псковщину, в бывший когда-то областным центром город Великие Луки.
1.JPG

Ровно в 19.56 пассажирский поезд №661 тронулся от второй платформы Рижского вокзала и в дождливых московских сумерках поплыл мимо экспонатов музея железнодорожной техники, промзон, Тимирязевского лесопарка (Лесной опытной дачи РГАУ-МСХА имени К.А Тимирязева), моторвагонного депо «Подмосковная», в котором обслуживаются курсирующие по Малому кольцу Московской железной дороги и где находится ещё один обязательный для посещения музейный комплекс – «Паровозное депо». Над шлюзом №8 канала имени Москвы, мимо сверкающего яркими огнями стадиона «Открытие Арена», новостроек, развязок и, кажется, растворился в подмосковной темноте, из которой его на несколько мгновений извлекали огни мелькающих станций и встречных пригородных электричек. От начального пункта поезд отправился под электровозом ЧС7. Через два часа в Волоколамске его отцепят, далее состав пойдёт под тепловозом. Это будет единственный «электровозный участок» всей той июльской поездки.

В вагоне, кроме меня, ещё четверо пассажиров. От Москвы до конечной еду я один, остальные – кто до Погорелого Городища, кто до Ржева, кто до Нелидова. Ещё человек восемь заходило на промежуточных станциях. В Великих Луках вышло не более пяти-шести. Небольшое количество народу в нашем вагоне отнюдь не означало, что весь состав шёл пустой. Судя по оживлению за окном, на узких освещённых тусклыми фонарями перронах, поезд совершал далеко не холостой рейс. Тем более, что даже для таких городов, как Зубцов, Нелидово или Западная Двина, поезд №661/662 – единственный, связывающий их со столицей. Не говоря уже про небольшие населённые пункты со статусом посёлка. Номер первый-второй Москва – Рига («Латвия-экспресс») на участке от Москвы до Великих Лук делает всего две промежуточные остановки: в Волоколамске – для смены локомотива – и в Ржеве.
2.JPG

2а.JPG

2б.JPG

2в.JPG

2г.JPG

В свете информационной пропаганды от ОАО «Российские железные дороги» о том, как там постоянно обновляется подвижной состав, развивается инфраструктура, растёт сервис и качество обслуживания, «шестисотые» поезда могут показаться давно изжившим себя анахронизмом. Но это только в теории, которая от практики бывает так же далека, как Арктика от Антарктики. И в стороне от оживлённых магистралей, на участках, которые принято называть малодеятельными, такие кланяющиеся каждому столбу поезда ещё долго будут считаться оплотом высокой цивилизации.

Хотя, линию Москва – Рига, по которой мы сейчас едем, при всём желании не назвать малодеятельной. При минимуме пассажирского движения грузовое там достаточно активное. Практически на всех станциях и разъездах, где останавливался наш поезд, на скрещении стояли товарные составы.
3.JPG

3а.JPG

3б.JPG

3в.JPG

3г.JPG

                                                                                         *   *   *
«Путевой дневник ведёте?», - интересуется, увидев меня с фотоаппаратом, попутчик – спортивного вида парень лет 35, может, чуть больше. Тот, который до Ржева. Волоколамск – первая на маршруте и первая длительная в 23 минуты остановка поезда. Пассажиры ещё не успели выйти из вагонов и прикурить сигареты, а электровоз ЧС7 уже отцепился от состава. И только он отъехал за стрелочный перевод, как его место занял тепловоз ТЭП70. Всё произошло как-то непривычно оперативно для меня. На часах почти десять вечера. С соседнего пути в сторону Москвы отправилась электричка, минут через семь на это же место прибыла ещё одна, из Шаховской. А на путях парка – составы из цистерн для нефтепродуктов. Большинство товарняков, попадавшихся нам навстречу, были как раз нефтеналивными.
4.JPG

4а.JPG

4б.JPG

4в.JPG

4г.JPG

«Фронт горел, не стихая, // Как на теле рубец. // Я убит и не знаю, // Наш ли Ржев наконец?» Любой вспомнит эти строки из стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Полностью разрушенный за 17-месячную оккупацию немецкими войсками и освобождённый в начале марта 1943-го, Ржев в числе первых получил звание «Город воинской славы». За почти тысячелетний период своего существования первый город на Волге не раз играл определённую роль в истории России. Однако сегодня он преподносится исключительно как место одной из самых жестоких битв Великой Отечественной войны. Например, летом в его окрестностях устраивается праздник «День русской деревни» с приглашением гостей из соседних областей, обязательным пунктом которого является реконструкция боёв советских войск с немцами. Хотя у большинства ржевитян такое насаждение военной истории восторга, мягко говоря, не вызывает.

661-й прибывает на станцию Ржев-Балтийский (Ржев-2) в начале первого ночи и стоит здесь добрых полчаса. В городе два вокзала, но другой – на станции Ржев-1-Белорусский – с отменой поездов по пересекающей рижское направление линии Торжок – Ржев – Вязьма практически утратил своё значение. Ночью далеко уходить в сторону города я бы не советовал. Не только, чтобы не опоздать на поезд. Есть и другая причина: темно. Складывается впечатление, будто в современном Городе воинской славы Ржеве такое явление как уличное освещение полностью отсутствует.
5.JPG

5а.JPG

5б.JPG

Перефразируя Ильфа и Петрова, могу сказать, что за ночь дождь и слякоть были съедены без остатка. После Ржева я задремал, сидя в кресле, из этого состояния меня вывел яркий свет за окном. Доходило 4 утра, небо казалось неестественно ясным – отвыкнуть уже успели жители средней полосы от таких безоблачных рассветов и вообще от солнца. Постукивая колёсами на рельсовых стыках, поезд неспешно подходил к перрону станции Западная Двина. Последний на пути райцентр Тверской области, дальше пойдёт Псковская. Здесь наш состав пропускал следовавший в Москву экспресс из Риги.
6.JPG

6а.JPG

6б.JPG

6в.JPG

6г.JPG

Западная Двина носит название от одноимённой реки, по-латышски звучащей как Даугава, на обоих берегах которой расположена столица Латвии. Несколько лет назад он считался в Тверском регионе самым благоустроенным городом, по этой причине тогдашний глава Западнодвинского района Юрий Тимофеев был приглашён на должность главы администрации (сити-менеджера) областного центра. Похоже, и сегодня здесь привлекательность не растеряна. За 17 минут стоянки много не обойдёшь, но и вид привокзальной площади позволяет предположить, что здесь и за озеленением следят, и дороги-тротуары в порядке поддерживают, и отвалившейся штукатурки на фасадах домов не допускают.
7.JPG

7а.JPG

7в.JPG

Старая Торопа. Небольшой (не более 2 тысяч жителей) посёлок в Западнодвинском районе, возникший во второй половине XIX века при строительстве железной дороги. Узкая асфальтированная дорожка в окружении зелени и частных домов – пейзаж, будто сошедший с холста художника. Но вагон мой, находившийся слишком близко к локомотиву, уехал в самый конец станции, а потому в момент остановки из открытой двери моему взору предстала не эта идиллическая картинка тихой провинции, и даже не деревянный вокзал, а… перегрузочная площадка с полувагонами, гружёными лесом. Зато на станции Жижица удалось поймать в кадр стоящую на распутье дорог водонапорную башню. Точнее, два сохранившихся нижних кирпичных яруса без деревянного верхнего. 8.JPG

8а.JPG

Вокзал на станции Кунья
8б.JPG

8в.JPG

8г.JPG

                                                                                          *   *   *
«На 477-й версте от Москвы железнодорожный путь достигает станции III класса Великие Луки, расположенной при уездном городе Великие Луки Псковской губернии. Станция эта являлась прежде промежуточной станцией, которая от соседних станций отличалась лишь значительно большими размерами пассажирского здания и расположенными при ней главных железнодорожных мастерских и главного железнодорожного магазина». («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 год). Какой бы интересной ни была дорога, но рано или поздно она заканчивается. Берёзы и иван-чай за окном плавно сменились городскими пейзажами, однопутная железнодорожная линия стала разрастаться до парка, то тут, то там в сторону убегали словно ручейки подъездные пути и соединительные ветки. В 6.05 поезд №661 прибыл на Балтийскую сторону вокзала Великих Лук. Обратно в Москву состав отправится в 9 вечера, а я, проведя здесь целый день, в 20.13 сяду на поезд до Санкт-Петербурга, правда, уже с противоположной, Октябрьской стороны, чтобы так же в 6 утра оказаться в Северной столице. Обо всём этом – на ближайших страницах заметок.
9.JPG

Великие Луки. Прибытие. Балтийская сторона
9а.JPG

Октябрьская сторона
9б.JPG

9в.JPG

9г.JPG

Продолжение следует
Tags: Великие Луки, Западная Двина, Москва, Московская область, Псковская область, Ржев, Тверская область, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “Псковская область” Tag

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “Псковская область” Tag