Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

Category:

Туда, где Азия встречается с Европой

Продолжение. Начало здесь и здесь
Часть 2. На протоке Алёшкинской
Здесь улицы носят названия Севастопольская и Крымская, а продовольственный магазин – «Каспий». Собираются строить мост через Обь, но вместо него ходят теплоходы «Заря», от которых на юге и в центральной части России давно отказались. Это Приобье, небольшой посёлок на Северном Урале, отметивший нынешней весной свой полувековой юбилей.
1.jpg

Приобье. Посёлок городского типа в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа, центр одноимённого городского поселения. Население – чуть больше семи тысяч человек. Расположен на левом берегу Оби, точнее, на её протоке Алёшкинской. Основан в 1964 году на месте небольшой деревушки, в которой жили преимущественно ханты, как транспортный узел – нужно же доставлять на «большую землю» добываемые в Заполярье нефть и газ. Спустя 3 года в Приобье пришла железная дорога, а ровно 40 лет назад с появлением вокзала, сюда стали прибывать пассажирские поезда. До окружной столицы Ханты-Мансийска больше 400 км, почти столько же, сколько и до северного полярного круга. Это если считать в параллелях, взяв расстояние между географическими широтами с разницей в градус 111 км. А по Оби с её заворотами или по зимнику до Салехарда, стоящего как раз на полярном круге – все 630. Основное направление экономики посёлка – строительство и обслуживание магистральных трубопроводов. Только в ближайших окрестностях Приобья, их, проложенных, в том числе, дюкерным способом под руслом Оби, почти два десятка.
2.jpg

2а.jpg

Лодочная станция
2б.jpg

2в.jpg

2г.jpg

2д.jpg

Привет из Крыма и Одессы
От железнодорожного вокзала до центра посёлка можно доехать на автобусе, но надо знать расписание, так как ходят они нечасто, а можно на такси. Стоить это будет рублей 70-80, не важно, поймали вы его на дороге или вызвали по телефону. Не очень и дорого. Вообще, цены здесь достаточно демократичные, несмотря на то, что Октябрьский район приравнен к районам (извиняюсь за каламбур, но это официальная формулировка) Крайнего Севера. Такие же, как и везде. Что, в общем-то, понятно, есть автомобильная и железная дороги, завезти всё можно не только водным путём. Дороги – в основном, бетонные, где-то плиты покрыты сверху асфальтом, где-то нет. Дома в центральной части – не выше трёх этажей, только в районе вокзала есть несколько четырёхэтажных новостроек.

Я иду по одной из главных улиц Приобья – Крымской. Параллельно ей тянется Севастопольская. Названия даны не после 11 марта, когда черноморский полуостров был принят в состав России, а гораздо раньше. В конце 60-х годов прошлого века жилые дома в посёлке возводились силами студенческих строительных отрядов из южных регионов бывшего СССР, в том числе, Севастопольского строительного института. По аналогии с Крымской и Севастопольской, здесь есть и улица Одесская. Двухэтажные деревянные дома, которые возводили бойцы молодёжных бригад, живы до сих пор, правда, слегка потрепались от времени и смотрятся сегодня довольно мрачно и убого. Пластиковые окна и антенны-тарелки на этих полубараках почему-то только добавляют жалости. Возле большинства таких домов – приусадебные участок с теплицами. Ещё стоят большие цистерны. Первая мысль, которая пришла мне в голову – для мазута, которым отапливается каждый дом индивидуально. Оказывается, нет, теплоснабжение в посёлке централизованное, а бочки предназначены для хранения противопожарного запаса воды.

Улица Крымская
3.jpg

3а.jpg

3б.jpg

3в.jpg

3г.jpg

Улица Севастопольская
3д.jpg

Впрочем, заброшенным и состоящим сплошь из ветхих бараков посёлок тоже назвать нельзя. Улицы и дворы достаточно чистые, везде урны, мусор нигде не валяется. Есть и современные спорткомплексы, и супермаркеты, и православный храм. Названный в честь Святого Симеона Верхотурского, заложенный в 2007 году и в 2010-м открытый. Построен, главным образом, на средства ОАО «Тюменьтрансгаз» и ОАО «Специализированное управление подводно-технических работ (СУПТР) №10». По странной иронии судьбы, в год открытия храма здесь случилась неприятная история, которая до сих пор на слуху у людей. Корнями она ведёт в год закладки первого церковного камня. В 2007 году администрация Октябрьского района выделила нескольким семьям, проживавшим в ветхих и аварийных домах, квартиры в новостройке по адресу: ул. Крымская, 41а. А три года спустя в районе сменилось руководство. Дом передали в ведение городского поселения Приобье, где вдруг выяснилось, что оснований на переселение людей, оказывается, не было. Жителей дома чуть не выгнали из квартир на улицу. Вот так: одни чиновники проявили небрежность, другие чрезмерное рвение. Крайними, по традиции, оказались жители дома, которым пришлось доказывать свои права на жилплощадь через суд. Точнее, через суды.
4.jpg

Храм Симеона Верхотурского
4а.jpg

Улица Школьная
4б.jpg

Здание суда
4в.jpg

4г.jpg

От «Зари» до «Зари»
В Приобье семь гостиниц, в основном, ведомственные, что не означает, закрытые для остальных. При наличии свободных мест и отсутствии брони для своих остановиться может любой желающий. Главное условие – не пить, даже запах спиртного является поводом для выселения без возврата денег. Цены – от 600 рублей в сутки за место. Если дорого, можно остановиться на пристани за 300 рублей в день. Но это не гостиница, а, скорее, комната отдыха – восемь кроватей, умывальник, чайник и холодильник. Вот и все удобства. В ожидании своего теплохода здесь останавливаются, максимум, на сутки-двое. Хотя, может и дольше. Если штормовой ветер и движение судов прекращено, ожидание у Оби погоды может продолжаться сколько угодно. Волнам на Алёшкинской протоке есть, где разгуляться. В это время все поселковые гостиницы заполнены.

Гостиница "Уют" ООО "Газпром трансгаз Югорск"
5.jpg

5а.jpg

5б.jpg

5в.jpg

5г.jpg

5д.jpg

Улица Береговая (дорога в порт)
5е.jpg

Речная плавучая пристань – такие же, как и вокзал, ворота посёлка. Если не большие. Ежедневно они принимают и отправляют до двух десятков пассажирских судов. В основном, «Ракета», «Метеор» на подводных крыльях, «Заря». Теплоход «Заря». Не просто транспортное средство, а целая веха в отечественной истории. Глиссирующее судно с водомётным движителем и характерным обводом днища, оно способно ходить по малым мелководным рекам, а для причаливания и посадки-высадки людей этому катеру не требуется специально оборудованная пристань. Собственно, для этого «Заря» и создавалась: дёшево, как говорится и универсально. Особенно ценно появление «Зари» было в местах с неразвитой дорожной сетью, где основным способом сообщения является небольшая перекатистая речка. В северных российских широтах таких мест предостаточно и сейчас, что говорить про советское время. Поэтому эксплуатировались суда этого типа от Москвы до Забайкалья и от Волги до Лены.

Пассажирская пристань
6.jpg

6а.jpg

В комнате отдыха на пристани
6б.jpg

"Заря"
6в.jpg

6г.jpg

6д.jpg

Спереди теплоход «Заря» напоминает автобус «ЛАЗ», рубка управления в нём расположена не наверху, как у большинства судов, а в рулевой части, что затрудняет выполнение маневров на заднем ходу. Поэтому членам экипажа приходится оборудовать суда зеркалами заднего вида, почему это не делалось на заводе-изготовителе, не совсем ясно. Впрочем, это не единственный недостаток «Зари». Во-первых, высокая крутая волна, создаваемая теплоходом, приводила к размыванию берегов и гибели мальков рыбы. Во-вторых, отказ в пути следования единственного двигателя делал судно неуправляемым. В-третьих, глиссирующий режим движения обуславливал сильную тряску на волнении. Да и вообще, по нынешним представлениям, суда этого типа небезопасны и некомфортны. Хотя и вместительны: при 60 местах для сидения могут принимать на борт до 85 пассажиров. Так или иначе, но уже к 80-м годам прошлого века количество этих теплоходов стало сокращаться, а к началу перестройки вовсе было прекращено их производство. А на севере эксплуатация «Зари», сошедшей, к слову сказать, с заводских стапелей в 70-х годах, до сих пор продолжается.
7.jpg

7а.jpg

Зал ожидания пассажирской пристани: когда ушёл последний теплоход
7б.jpg

7в.jpg

В ожидании погоды
Можете себе представить, что творится на пристани перед посадкой на судно? Очереди в кассу за билетами, взвешивание багажа… Столпотворение такое, что людские массы в столичных аэропортах – ничто по сравнению с северным плавучим дебаркадером. Андра, Перегрёбное, Шеркалы, Белоярский, Берёзово – то самое, где отбывал ссылку князь Меншиков, – и ещё столько же населённых пунктов, куда попасть можно лишь теплоходом или паромом. В том числе, и районный центр посёлок Октябрьское. Рабочие-вахтовики, рыбаки, местные, едущие по делам, из командировки, с отдыха.

Время 14.20, объявлена посадка на «Метеор» до Нарынкары. Кажется, что в этой людской массе нет различий ни по национальности, ни по полу, ни по возрасту. Есть только цель – попасть на борт, потому что если не хватит билетов или багаж окажется негабаритным и с ним на теплоход не возьмут, возможность оказаться дома представится не скоро. Может, через несколько часов, а может и суток. А как же, спросите, мост, о котором я упомянул в самом начале? Его собираются строить уже лет десять, если не больше. Сейчас планы потихоньку начали обретать хоть туманные, но всё же очертания: до 1 декабря сего года необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Стоить это будет 155 миллионов рублей. А полностью строительство мостового перехода через Обь, который не только соединит посёлки Приобье и Андра, но и станет частью планируемой автодороги на Надым и Новый Уренгой (сейчас часть участков на этом направлении зимники), оценено в 23 миллиарда российских дензнаков.
8.jpg

8а.jpg

8б.jpg

8в.jpg

8г.jpg

В конце мая погода на Северном Урале была отнюдь не летняя и даже не весенняя. Температура не превышала +10 градусов, время от времени начинал падать снег. Явление, по местным меркам, в это время нормальное. В такую пору на улице редко встретишь людей. Они спешат укрыться в своих домах, залах ожидания вокзала или речной пристани. Или в гостиничном номере в ожидании погоды.

Где будет построен мост?
Безымянный

9.jpg

9а.jpg

9б.jpg

9в.jpg

Продолжение следует

Читайте также:
1. Москва - Приобье
2. На протоке Алёшкинской
3. Приобье - Екатеринбург
4. Немного Екатеринбурга
5. В поисках багажа
Tags: Обь, Приобье, Русский Север, Урал, Ханты-Мансийский АО
Subscribe

Posts from This Journal “Ханты-Мансийский АО” Tag

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments