Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

Categories:

Глазами странников былого

Какими видели Тверь и окрестности в XVIII-XIX веках гости? Узнаете, прочитав второй выпуск книжной серии «Тверь в записках путешественников», презентация которого на днях прошла в областной библиотеке имени А.М. Горького.
1

«4-го июня, суббота. К полудню сего числа въехали мы в Тверь. Сей город совсем почти выгорел, но в 1763-м по приказанию ее императорского величества на казенный счет вновь камнем выстроен. Архитектура домов довольно приятная и распоряжение домов правильное. В оном городе находится один собор, довольно великолепен».

«Другой замечательный город – Тверь, расположенный на реке Волге. Я вышла из кареты, чтобы помыть руки и попробовать воду; но Тверь может гордиться не только рекой, этот новый город – столица губернии. Как обычно, пошли в церковь, но она хуже, чем в Новгороде, и не стоит описания».

Два человека – два мнения. И «собор, довольно великолепен», и церковь, которая не стоит описания, это один и тот же объект – кафедральный Спасо-Преображенский собор, основанный в 1285 году, долгое время являвшийся главным собором Великого Тверского княжества и взорванный в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года. (Сначала на его месте располагался сквер со скульптурами Ленина и Сталина, затем памятник всесоюзному старосте Калинину; сейчас территория в центре Твери, где находился собор, огорожена забором, ведётся его восстановление.) Первая цитата – отрывок из дневников русского естествоиспытателя Николая Озерецковского о путешествии по России в 1782-1783 годах в качестве наставника внебрачного сына Екатерины II князя А.Г. Бобринского. Позже, уже в начале XIX века Озерецковский ещё раз посетит Тверские края, но уже с научными целями и в 1814 году установит точное место, где берёт своё начало Волга. Не слишком лестную оценку главному тверскому собору дала в своих письмах на родину англо-ирландская писательница Марта Вильмот-Брэдфорд (1774-1873), написанных во время посещения России в 1803-1808 годах по приглашению Екатерины Дашковой – подруги и сподвижницы будущей императрицы Екатерины II.

Спасо-Преображенский собор (фото отсюда)
3

Вот лишь некоторые свидетельства того, так выглядела Тверь в глазах путников три с лишним века назад. Данная книга должна заинтересовать не только историков, филологов, краеведов, но и людей, просто интересующихся своим прошлым, тем, какой представлялась своим гостям Тверская земля в прошлые столетия. Именно гостям, это и стало принципиальной задумкой авторов – доктора филологических наук, профессора Тверского государственного университета Елены Милюгиной и директора научно-исследовательского центра краеведения и этнографии ТвГУ Михаила Строганова. «У человека, который долго живёт на одном месте, на одной земле, глаз часто замыливается, и он не всегда может понять и оценить красоту и значимость места, где живёт, - пояснил Михаил Строганов. – А ведь в каждом городе были свои обычаи, своя одежда, свои блюда, и именно сторонний наблюдатель может об этом рассказать гораздо интереснее, чем коренной житель».
4

Слева направо: советник главы г. Твери Николай Черников, председатель областного общества книголюбов Вера Ткаченко, Елена Милюгина и Михаил Строганов
4б

4в

В первый выпуск серии «Тверь в записках путешественников», вышедший год назад, были включены записки о Твери и Тверском крае русских и иностранных путешественников XIV-XIX веков (если заинтересует, расскажу подробнее в следующий раз). Среди них – австрийский барон и дипломат Сигизмунд Герберштейн (бывал в России как посредник при заключении мира с Польшей); датский вице-адмирал Юль Юст; руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Африке, национальный герой Венесуэлы, участник Великой французской революции Себастьян Франсиско де Миранда. Всего же, по замыслу создателей, планируется выпустить четыре подобных выпуска. По одному в год.

Старая Тверь
5

Книга в твёрдом переплёте, объёмом 435 страниц. В центре – цветная вкладка с картинами художника Ореста Кипренского. Цвет обложки – песочный, а первый сборник был зелёным. Тому тоже есть своё объяснение, не без доли, правда, иронии. «В первой части люди передвигались, в основном, лесом, - рассказала Елена Милюгина. – Во второй уже появились дороги, правда, были они, в основном, песчаные. Третий выпуск будет голубым – в нём путешествуют водным путём. А четвёртый рассчитываем сделать красным – цветом, каким обычно обозначают утраченные или близкие к этому исторические ценности».

Орест Кипренский. Автопортрет
6

Портрет князя Гагарина
6а портрет кнзя гагарина

Данный проект – это отмечали многие участники мероприятия – уникален. Как раз тем, что в нём собраны не просто исторические очерки, а именно записки людей, бывавших на Тверской земле проездом. Идея, заметим, дорогого стоит. Это сегодня не составляет труда купить туристическую путёвку, билет на поезд или самолёт, выправить документы и отправиться в любую точку земного шара. А двести, триста лет назад путешествие по свету было недешёвым удовольствием, а потому являлось уделом избранных – в основном, государственных деятелей, купцов, представителей науки. Понятно, что авторы потратили не один год на свои исследования, прежде чем они воплотились в издание двух из четырёх книжных томов. Да и то, вряд ли проект завершится с выпуском последнего свода.

В книге упоминаются также Вышний Волочёк с его системой каналов и шлюзов, Торжок, озеро Селигер, в общем, всё то, что не могло не заслужить внимания путников. Вот, например, как описал железнодорожную станцию Бологое французский литератор Теофиль Готье во время путешествия по Николаевской железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву в 1858 году: «Опишу ту, где мы остановились на обед. У этой станции есть своя особенность: она стоит как церковь Святой Марии на Странде, не у края дороги, а между линиями рельсов».

Вокзал на станции Бологое. До революции...
8

...и в наши дни
8а

Сборника «Тверь в записках путешественников» нет ни в электронном виде, ни в продаже в виде книги. И первая, и вторая части выпущены тиражом всего в 300 экземпляров, которые тут же разошлись по учебным заведениям, историко-краеведческим клубам, библиотекам. Жаль, иметь такую у себя совсем не лишне. Я бы лично рекомендовал.

Интересно, если кто-то, разумеется, знающий и умеющий оценивать, возьмётся издать записки путешественников наших дней, какими в них будут представлены сегодняшние Тверь и Тверская область? Что увидят и потом опишут в свих дневниках иностранцы, приехавшие в наши края не с багажом информации из Интернета, а как столетия назад – в поисках неизвестной земли?
9

9а

9б
Tags: Тверь, библиотека, книги, старина
Subscribe

  • Музей за окнами вагона

    Часть 3. Куженкино Окончание. Начало здесь и здесь Вот и добрались мы до конечной точки этой небольшой поездки осенью 2020 года. В этот раз мы…

  • Музей за окнами вагона

    Часть 2. Бологое-Полоцкое – Куженкино Продолжение. Начало здесь В этой заметке мы продолжим ноябрьское путешествие вдоль заповедной…

  • Музей за окнами вагона

    Часть 1. Бологое-Полоцкое Предлагаю вновь окунуться в атмосферу Бологое-Полоцкой железной дороги. Осмотреть сохранившиеся за сто с лишним лет…

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Музей за окнами вагона

    Часть 3. Куженкино Окончание. Начало здесь и здесь Вот и добрались мы до конечной точки этой небольшой поездки осенью 2020 года. В этот раз мы…

  • Музей за окнами вагона

    Часть 2. Бологое-Полоцкое – Куженкино Продолжение. Начало здесь В этой заметке мы продолжим ноябрьское путешествие вдоль заповедной…

  • Музей за окнами вагона

    Часть 1. Бологое-Полоцкое Предлагаю вновь окунуться в атмосферу Бологое-Полоцкой железной дороги. Осмотреть сохранившиеся за сто с лишним лет…