Михаил Летуев (nord_traveller) wrote,
Михаил Летуев
nord_traveller

История на колёсах, или До встречи в новом музее

Основным местом притяжения для гуляющей на Дне города в Твери публики – как жителей, так и гостей областной столицы – традиционно является выставка старых автомобилей. Так было и нынче. Поэтому, как мне кажется, для этих целей пора сделать постоянную площадку. Чтобы с историей мирового автопрома можно было ознакомиться в любое время.
1.JPG

В том, что старые автомобили сильнее всего привлекают гостей праздника, я убедился давно, ещё тогда, когда ходил на День города по служебной надобности и должен был посетить максимум программы. Здесь люди не проходят с «дежурным» взглядом, а останавливаются возле каждого экспоната и долго его со всех сторон изучают. Кстати, в прежние годы парад ретротехники назывался «Этапы большого пути», как бы символизируя пройденные «Жигулями», «Москвичами» и «Кадиллаками» километры и мили. Некоторые, умей говорить, могли бы рассказать и о своей жизни – долгой, нелёгкой, но интересной.
2.JPG

2а.JPG

Lincoln Continental
2б.JPG

Mercury Grand Marquis
2в.JPG

2г.JPG

2е.JPG

В самом деле, можно ли пройти мимо Lincoln Town Car, Mercury Grand Marquis или Cadillac de Ville, не заглянуть внутрь Lincoln Continental, не потрогать внутреннюю обшивку кабриолета Cadillac Biarritz? Какой нормальный ребёнок устоит, чтобы не почувствовать себя мотоциклистом? Если в сельской местности или небольших посёлках с низким транспортным потоком ещё можно встретить «Минск», «Иж» или «Урал», то на дорогах Твери, да и любого крупного города их вряд ли увидишь. Как не обратить внимание на солидный и величественный, по сравнению с тем, на чём люди ездят сейчас, дизайн кузова ГАЗ-21 или не вспомнить, глядя на два «Запорожца» – 966 («ушастый») и 968М, – хотя бы один анекдот про этих «королей дорог». Производившийся в украинском городе Запорожье до 1994 года, он имел воздушное охлаждение, расположенный сзади небольшой по мощности силовой агрегат, бензиновую печку, которая часто создавала в салоне соответствующий запах, а также отличался тихоходностью и характерным, как бы прерывистым звуком работы двигателя. Вместе с тем, конструкция «Запорожца» давала ему хорошую проходимость на любых дорогах. Это был самый дешёвый, или, как сказали бы сейчас, бюджетный автомобиль в стране победившего социализма. Выпускались также модификации для управления людьми с ограниченными возможностями, вплоть до распада СССР такие «Запорожцы» каждые семь лет бесплатно от государства получали инвалиды Великой Отечественной войны.

Lincoln Town Car
3.JPG

3а.JPG

Cadillac Biarritz
3б.JPG

3в.JPG

3г.JPG

3д.JPG

Короли советских дорог
3е.JPG

Вся представленная на выставке техника – в рабочем состоянии. На место, во всяком случае, все доехали своим ходом. Одни эксплуатируются круглый год и в повседневных целях, другие используются исключительно для смотров и парадов. Большинство машин появилось у нынешних владельцев в таком виде, какой обычно называют грудой металлолома. Вот, например, строки из информационного листка, приклеенного к лобовому стеклу бордового универсала ГАЗ-2402 и рассказывающего о том, какой пять лет назад была «Волга», когда её купил Данила Иванов, случайно увидев объявление о продаже: «Автомобиль был в печальном состоянии – был осовременен дверьми от 2412, сиденьями от «Вольво», торпедой от 2410, куча пластиковых зеркал, катафотов от 2101 и велосипеда, на полу линолеум поверх мастики, под которой гниль. При этом машина простояла в гараже 10 лет без движения. Кузов когда-то был скорой помощью, поэтому весь переварен кучу раз, при том, очень неаккуратно».
4.JPG

4б.JPG

4в.JPG

4г.JPG

4д.JPG

Случай не единственный. Уходили годы, прежде чем техника приобретала свой нынешний вид, буквально с миру по нитке выискивались «родные» или хотя бы близкие по параметрам запчасти и комплектующие. Проще говоря, в каждый из этих автомобилей вложены время, силы и душа. Не говоря уже про деньги, причём, немалые.

Каждый год количество и состав участников выставки ретро-автомобилей меняется. Нынче, судя по номерным знакам, кроме тверских были также гости из Москвы, Московской, Смоленской, Ленинградской областей. Кроме Дня города, владельцы старинных автомобилей и мотоциклов иногда выставляют их по другим праздникам – на День России 12 июня или День работников автотранспорта. В общем, широкий круг любителей истории на колёсах может насладиться ею не чаще трёх-четырёх раз в год. Не густо. А почему бы не создать в Тверской области автомобильный музей?
5.JPG

5а.JPG

5б.JPG

5в.JPG

5г.JPG

5д.JPG

Из действующих сегодня в России музеев раритетных автомобилей государственным является лишь один – Военно-технический музей в подмосковной Черноголовке. Несмотря на название, в нём, помимо военной, представлена обширная подборка и гражданской техники. Остальные (можно для примера назвать крупнейшие и наиболее известные – Ломаковский в столице и музей Вадима Задорожного близ усадьбы Архангельское) – частные коллекции. Сегодня у частника есть возможность их реставрировать и содержать, и это хорошо. Но кто может знать, что произойдёт с ним, с его бизнесом завтра? Останется ли и впредь уникальный автопарк под присмотром, особенно, если в нём не больше четырёх-пяти экспонатов? Будут ли те же «Москвичи», «ЗиЛы» (ценность их возрастает и в связи с тем, что уже нет заводов, когда-то их производивших,) или «Кадиллаки» с «Линкольнами» также интересны наследникам сегодняшнего владельца, как и ему самому? А государство может дать больше гарантий, хочется, несмотря на то, что оно часто поступает со своими гражданами не очень порядочно, в это верить.
6.JPG

6а.JPG

6б.JPG

6в.JPG

6г.JPG

6д.JPG

6е.JPG

Так что, почему бы не создать в Тверской области музей автодорожной техники именно государственный? Площадку найти, думаю, несложно – какая-нибудь заброшенная территория бывшего предприятия. Уж чего, а пустующих корпусов, бывших когда-то заводскими цехами, казармами воинских частей или базами отдыха, здесь предостаточно. Тот же упомянутый выше музей в Черноголовке открыт на территории бывшего пионерского лагеря. С экспонатами тоже сложностей быть не должно. В регионе каких только музеев сегодня не открывается. Не буду вдаваться в конкретику, дабы не провоцировать далёких от темы этой заметки споров, но есть и такие, тематика которых либо высасывается из пальца, либо может послужить причиной нехорошей славы для Тверской области на много лет вперёд. Судя по отсутствию в СМИ и интернете отзывов, музеи эти не слишком-то и посещаемы.
7.JPG

7а.JPG

7б.JPG

7в.JPG

7г.JPG

7д.JPG

А про то, на чём люди ездили десятилетия назад, никто, кажется, никогда и не вспоминал. Хотя экспозиции старой техники никогда не пустуют. Это – факт, с которым не поспоришь. Тем более, что власти Тверской области и лично губернатор Игорь Руденя, если верить местным новостям, сделали ставку на развитие внутреннего туризма. Даже профильное министерство создали. Так что вот он – реальный, говоря административным языком, туристический объект.

Не стоит, я считаю, и зацикливаться на одних лишь российских или советских машинах. Земля-то круглая, и вряд ли уместно лишний раз рассказывать, как переплетаются между собой судьбы как отдельных людей, так и государств.
8.JPG

8а.JPG

8б.JPG

Представьте, что именно в Тверской области однажды окажется эксклюзивная модель Mercedes-Benz начала прошлого века или вписавший важную страницу в истории Великой Победы лендлизовский Harley-Davidson. Так что, до скорой, надеюсь, встречи в новом музее автомотостарины.
9.JPG

9б.JPG

9а.JPG

9в.JPG

9д.JPG
Tags: Тверь, автомобили, старина
Subscribe

Posts from This Journal “старина” Tag

  • Через Предсердие Москвы к Душе России

    Часть 7. Великие Луки: сердце города Продолжение. Предыдущая часть здесь Настало время рассказать о Великих Луках, куда я утром приехал…

  • Дивлюсь на мэров-реформаторов

    Что может подумать гость Твери, доведись ему пройти хотя бы по центру города? В одном месте – в пойме реки Тьмаки – строительная…

  • Туманный Питер

    Часть 2. Музейное Продолжение. Начало здесь Свои заметки о недавней поездке в Петербург продолжу начатой в прошлой части железнодорожной…

  • Город, похожий на ружьё

    Окончание. Начало здесь и здесь Часть 3. За самоваром «Смеркалось. На столе блистая,\\ Кипел вечерний самовар,\\ Китайский чайник…

  • Город, похожий на ружьё

    Продолжение. Начало здесь Часть 2. По историческом местам Продолжаем гулять по Туле. На этот раз мы посетим кремль, вскользь глянем на музей…

  • Город, похожий на ружьё

    Часть 1. Галопом по вокзалам Здесь уже несколько столетий изготавливают оружие, самовары и пекут пряники, а в советские годы делали мотоциклы и…

  • Меж двух жемчужин

    Продолжение. Начало здесь и здесь Часть 3. Успенский монастырь Наше велопутешествие из Торжка в Старицу началось в одном монастыре, а конечной…

  • Меж двух жемчужин

    Продолжение. Начало здесь Часть 2. Глухово – Старица Что полтора века назад крестьяне помещика Ртищева сделали с его имением? Сколько…

  • Меж двух жемчужин

    Часть 1. Торжок – Мошки Что сегодня представляют собой места, где бывал поэт А.С. Пушкин? Каково двоим мирским туристам ночевать в…

promo nord_traveller december 9, 2014 04:24 14
Buy for 100 tokens
Эти нехитрые предметы мебели сделаны Михаилом Шуликовым. Человеком, в чьих руках деревянная заготовка превращается в полезную в хозяйстве вещь, качественную и долговечную. О золотых руках моего друга дяди Миши можно слагать стихи и песни. Читатели моего журнала с этим человеком должны быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments